Понятие «функциональная грамотность» было впервые употреблено в 1965 году на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране. И тогда под термином понимали совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.

Сегодня функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Другими словами, навыки и умения, необходимые каждому для жизни в современном обществе и стремительно меняющемся мире.

Функциональная грамотность включает грамотность в чтении и письме, математическую и юридическую грамотность, грамотность в вопросах здоровья и семейной жизни, естественных науках.

При этом важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности. Особое внимание уделяется возможностям для саморазвития и самообразования.

Именно оценка уровня функциональной грамотности школьников лежит в основе Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Исследование проводится Организацией экономического сотрудничества и развития каждые 3 года. Первый цикл исследования был осуществлен в 2000 году, Россия принимала участие во всех циклах исследования.

С заданиями на развитие функциональной грамотности школьников можно познакомиться на официальных сайтах:

Данные взяты из источника: https://minobr.krasnodar.ru/presscenter/news/uroven-funktsionalnoy-gramotnosti-shkolnikov-odin-iz-pokazateley-kachestva-obrazovaniya/

 

Читательская грамотность

В рамках реализации Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся с 29 ноября по 03 декабря 2021 года в МБОУ СОШ № 14 имени А.И. Покрышкина была проведена неделя читательской грамотности мероприятия которых, были направленны на повышение качества образовательных результатов обучающихся, формируемых в ходе реализации федеральных государственных образовательных стандартов: развитие основ читательской грамотности, совершенствования навыков работы с информацией, формирования универсальных учебных действий, а также для повышения профессиональной компетентности учителя. В 10 «А» классе прошел открытый урок по литературе – урок внеклассного чтения по рассказу современного писателя, публициста, кинорежиссера А. Геласимова «Нежный возраст». Ребята обсудили образ главного героя, который в свои 14 лет столкнулся с серьезными проблемами: распад семьи, отсутствие взаимопонимания в кругу сверстников, безнаказанность неуправляемых подростков.

Главный жизненный урок, который получили десятиклассники, - это урок доброты. Урок чистых и светлых отношений между людьми. В 7 «Б» состоялся библиотечный урок о книге. Что такое книга? Какова история книги? Как оформлена книга? Вот основные вопросы урока-диалога в 7 классе. А после небольшой викторины ребята взяли любимые книги из школьной библиотеки для чтения дома и в школе. В 5 «А» классе был проведён открытый урок по литературе «Мир детства в стихотворении Н.А. Некрасова «Крестьянские дети»». Ребята узнали о том, что детство крестьянских ребятишек было с одной стороны беззаботным и веселым, ведь они не знали «неги ученья», но с другой стороны было тяжелым, ведь они испытывали тяготы труда с малых лет. Учащиеся 5-6 классов приняли участие в декламации стихотворений о родной природе. Поддерживали ребят во время выступления их одноклассники. В 6 «А» классе состоялся открытый урок по литературе – урок внеклассного чтения по рождественскому рассказу Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке». В течение недели ребятам демонстрировались буктрейлеры по произведения классиков отечественной литературы. Буктрейлер - это короткий видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов – пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам. Учащимся очень понравился показ. С целью развития навыков работы с текстом и выявления уровня читательской грамотности было проведено тестирование среди учащихся 8-9 классов.

Полученные результаты позволил наметить следующие задачи:

  1. совершенствовать навык осознанного, правильного, выразительного чтения;
  2. развивать умение извлекать из текстов интересную и полезную информацию;
  3. помочь научиться самостоятельно выбирать книги для чтения;
  4. обучить работе с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);
  5. высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;
  6. развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном). 

Данные взяты: https://school14kvz.obr23.ru